Игры
March 19, 2023

Полимерное счастье 2.0. Что скрывает Atomic Heart?

Близняшки - главный символ Atomic Heart. И они не так просты, как кажутся.

Представьте себе, что iPhone скрестили с видеомагнитофоном Электроника, а выпустило его секретное советское КБ, которое находится в городе Королев по адресу «почтового ящика», большая часть которого расположена в секретной подземной лаборатории. Представили? Так вот это только верхушка айсберга, которая раскрывает реалии альтернативной вселенной СССР и стилистику игры Atomic Heart процента на 1,5. На самом деле ребята из Mundfish там такого навернули!.. Но, обо всём по порядку.

Перед нами — первая игра уровня ААА-проекта, которая придумана, разработана и доведена до релиза российской студией, для которой это пилотный проект! Причем доведена игра до релиза была не только в СНГ, но по всему миру, на всех возможных платформах, за исключением Nintendo Switch (в силу ее слабости в плане железа).

Я не ожидал от игры многого, так как представляю себе процесс создания проектов такого масштаба. Но, ё***ые пироги, Atomic Heart превзошел все мои самые смелые ожидания. Некоторые профильные обзорщики уже рассказали о своих претензиях к открытому миру, некоторым поворотам сюжета и к отдельным игровым механикам. Отчасти согласен. Но практически все без исключения говорят, что атмосфера игры и эмоции, которые ты получаешь во время прохождения Атомного Сердца, на 200 процентов перекрывают все технические огрехи и компромиссы по железу. И это так.

Баба Зина как системообразующее предприятие на Предприятии 3826

Я не буду вам пересказывать сюжет. Для затравки посмотрите трейлер. Он даст представление о мотивации главного героя и событии, которое явилось толчком для старта сюжета. Но сам сюжет — это тот самый основной айсберг, который скрыт под водой. А некоторые сюжетные линии полностью раскрываются только если вы потратите время на исследование мира, прослушивание всех щебетарей (это такие советские айподы в формфакторе карманных часов) и чтение всех писем сотрудников и руководства Предприятия 3826.

Щебетарь - первый советский Айпод.

С первых же секунд игры я попал в детство. Это выходные, где я с бабушкой Элей еду через всю Москву гулять на ВДНХ. Там все очень красивое, много скульптур, люди в праздничной одежде, на аллеях продают мороженое, а в павильонах и снаружи можно посмотреть на диковинные достижения народного и не только хозяйства.

Кто бы мог подумать, что настоящий киоск Союзпечати окажется таким родным и ламповым!

В «Армении», например, гигантские яблоки, рядом с Белоруссией — махины Белазы, у которых колеса — с два человеческих роста, А еще на площади можно зайти в настоящий самолет (и даже в кабину пилотов).

Мирные советские роботы в один момент станут опаснейшими машинами для убийств. Почему все пошло не по плану?

Из динамиков на улице доносится музыка и объявления, сделанные настоящими дикторами. Красота! В Atomic Heart атмосфера первых минут 15 игры как раз и погружает тебя в то самое детство на ВДНХ.

Праздник в преддверии запуска глобальной сети Коллектив 2.0.

Но атмосфера — это одно. Совсем другое — полноценное погружение на уровне всех доступных чувств. Дело в том, что всю свою жизнь мы, как правило, играли в западные игры. С западной мифологией и западными шутками. Пасхалки тоже были неродными. Из отечественных игр я сейчас могу вспомнить только «Противостояние» и «Аллодов». А это далекие двухтысячные годы. Так вот, западные игры есть, конечно, крутые. Но ты постоянно ощущаешь, что это не свое, не родное. Играть интересно, но тебя постоянно точит мысль, что все тут не до конца настоящее. Импортное. Хорошее, но импортное.

Вы только посмотрите на это Эскимо! Как настоящее!

И вот впервые для меня создали игру, которая насквозь наша. В хорошем смысле этого слова. И музыка, и шутки, и пасхалки, и предметы интерьера! Я когда запустил игру чуть не орал — настолько ребята из Mundfish все круто перенесли в игру. Это чистый восторг (кстати, это тоже одна из жирных пасхалок)!

Парочка сидит на набережной. На газетках. Видимо, роботы в альтернативном СССР убирают улицы недостаточно тщательно.

Восторг не только от того, что ты вернулся в 1985 год, а еще от того, что этот твой 1985 год качественно проапгрейдили. Ведь дело происходит хоть и в СССР, но в альтернативной реальности, где многое случилось не так, как на самом деле. А до двух раз более лучше, как говорят у нас на радио.

Сейчас я пишу этот текст после прочтения артбука по игре и под саундтрек, который порвал все чарты во всех стриминговых сервисах, сместив, наконец, низкопробное музыкальное говнище с первых мест. Чтобы было понятнее, ВСЕ треки из игры попали в топ-100 Яндекс-музыки. Отдельные шедевры ("Комарово", "Трава у дома", "Стоят девчонки") были даже в топ-5. А "Комарово" так и вовсе на 1 месте провисела с неделю. Да, это признанные советские хиты. Но они были переработаны под игру и приобрели современное звучание.

Первая часть саундтрека из игры попала на все стриминговые платформы. Со звуком в игре - полный порядок!

Отдельно хочу остановиться на внимании разработчиков к деталям. Ребята настолько круто подошли к мелочам, что, играя, ты и визуально, и на слух, и буквально тактильно доверяешь всему, что видишь, слышишь и можешь потрогать в игре.

Величественный монорельс, с которым связан один из самых запоминающихся квестов в игре.

В динамиках звучат знакомые отечественные хиты (есть и современные треки). Перед собой в домике в деревне лесника ты видишь оранжевой-белый чайный набор, который был почти в каждой квартире. Плакаты, открытки, газеты, книги — все из детства. А если добавить к этому диалоги второстепенных персонажей, а также записи на щебетарях, которые можно найти по ходу прохождения, ты с головой проваливаешься в ностальгию по стране, которая внезапно перестала существовать в 1991 году.

Просто посмотрите на мелкие детали этого интерьера. Банки с солениями, тот самый чайник, постельное белье и паркет.

Добавляют достоверности всему происходящему на экране имена и фамилии главных героев, а также их вербальное взаимодействие друг с другом. Все, начиная с построения фраз и заканчивая лексикой, которую они используют, говорит о том, что игру делали люди, которые хотя бы лет на 10 застали Советский Союз. Чего стоит одно только посещение телефонной будки и звонок в прачечную, которая (судя по ответу на той стороне провода) оказывается вовсе не прачечной. И таких моментов в игре — на каждом шагу.

Интерфейс советской ЭВМ "Груша". Тут емейлы и база данных с досье на сотрудников.

После того, как я прочитал официальный артбук, раскрылись вещи, которые в игре заметить сложно. Например, номера ГОСТов на оружии. Если забить их в поисковик, вы удивитесь. Они настоящие. Например, один — это гост советских батареек. Есть там также упоминания реальных разработок ВПК, которые не пошли в серию в реальной жизни, а в игре были доработаны и приняты на вооружение в альтернативной реальности. Это добавляет игре какой-то второй или даже третий слой правдоподобности.

Плакаты рассказывают правду о зверином оскале капитализма и американской военщине.

Отдельно, конечно, хочется отметить графический стиль игры. Это что-то невероятное. Ребята сумели скрестить советскую стилистику со стилистикой футуризма. И выглядит это очень органично. Ты действительно веришь в то, что попал в альтернативную историю, которая тебе с одной стороны родная, а с другой — ты ее совершенно не знаешь. И от этого в два раза интереснее.

Разгромленное сельпо с теми самыми весами! Вы их застали в реальной жизни?

Напомню, что игра вышла в очень непростое время, когда всё, что хоть как-то отдаленно связно с Россией или СССР подвергается отрицанию на Западе. Но и тут есть интересный момент. Даже два. Таких игр мировая игровая индустрия не видела очень давно. Тут нет «повесточки», нет следования «общепринятым западным ценностям», нет даже воинственного феминизма.

Изобличение европейских церковников, которые являются акционерами военных заводов.

Ты не можешь выбрать пол героя или его ориентацию. Ты играешь за брутального советского мужика, который не стесняется в выражениях и кроет трехэтажным все, что ему не нравится. Тут нет места экологизму и другим -измам. Все — как в реальной жизни.

Деревенский туалет "на улице" и высокотехнологичные дроны - в одном кадре.

Второй интересный момент заключается в том, как игру воспринимают те самые западные геймеры-блогеры, которые (в основной своей массе) вынуждены вместо искренних эмоций транслировать с экранов выверенную реакцию, которую одобряет общество. В интернете гуляет ролик с реакциями западных блогеров на приставания к главному герою холодильника женского рода, который сошел с ума, как и все роботы в игре. Чистая ржака вызывает в них фальшивые реакции неодобрения. Так, словно это не гиперболизированная шутка, а какое-то оскорбление и даже харрасмент. Стыдно, товарищи западные блогеры. Не бойтесь быть собой и смейтесь, когда смешно!

Знакомьтесь. Это Элеонора. Любвеобильный автомат, который хочет серьезных отношений с главным героем.

Есть, конечно, в игре и некоторые спорные моменты. В основном, это относится к геймплею. Про необходимость посещения полигонов, которые разбросаны в открытом мире тебе сообщают практически перед самым финалом. И ты начинаешь знакомиться с этой новой для тебя частью игры, не подозревая о ней ранее. А это очень и очень интересная часть, так как только для того, чтобы открыть каждый полигон с головоломками тебе нужно решить еще пару-тройку загадок. Иначе ты просто туда физически не попадешь. И когда такой пласт геймплея на тебя вываливают разом, это немного расстраивает. Ты уже был готов к битве с финальным боссом, а выходит, что наиграна только половина времени.

Вечный огонь в альтернативной вселенной.

Вторая (и наверное, последняя) претензия связана с самым финалом истории. Перед решающей схваткой в игру добавили развилку. Ты должен (причем на время) принять решение о дальнейшей судьбе. Своей и главного злодея. Но как только ты делаешь выбор, ты получаешь новую порцию информации в кат-сцене и понимаешь, что вот теперь выбор надо делать совсем по-другому.  Но изменить уже ничего нельзя. Только загрузить сохранение и переиграть концовку.

Суровые близняшки, которые наглядно демонстируют, кто теперь находится на вершине пищевой цепочки.

(Следующий абзац может показаться бредом для тех, кто еще не прошел игру)

Кстати, о концовке. Тут все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Белый кот на столе Сеченова в финальной сцене жирно намекает на то, что все, что мы видим перед собой, скорее всего не то, чем кажется. Создатели игры не говорят об этом напрямую. Мол, кто заметит, тот молодец. Посмотрим, подтвердятся ли мои предположения, но что-то мне подсказывает, что в DLC и во второй части нас ждет много откровений. И много встреч.

Сохранения игры записываются на устройстве "Маяк" на магнитную ленту с логотипом "Мелодия".

Все. Больше никаких спойлеров. Я же призываю вас не откладывая попробовать игру. Почему я даю такой смелый совет? Тут две составляющих. Первая. Вы наверняка получите удовольствие от истории, которую придумали разработчики. Это глубокое повествование, которое до конца, возможно, раскроется только во второй части игры или в DLC. Если вы застали СССР хотя бы в детстве, вам будет интересно вернуться в молодые годы и узнать, как могла бы сложиться наша судьба, если бы мы оказались в этой альтернативной вселенной.

ЭВМ "Груша" с голографическим экраном.

А вторая составляющая моего призыва заключается в том, чтобы поддержать разработчиков материально. Игра в России продается по адекватной цене. И приобретение копии еще на шаг приблизит выход второй части. Я пока не встречал человека, который купил бы игру и пожалел о потраченных деньгах. Как альтернатива для сомневающихся — торренты с пробной версией или «прохождение» игры на Ютьюбе.

Завершить эту статью хочу следующими словами.  Ребята из Mundfish! Не останавливайтесь!  Вы создали уникальную вселенную! Я хочу там побывать еще не один и не два раза! Вы сделали практически невозможное, учитывая ситуацию в мире и всеобщий изначальный скептицизм! Вы очень крутые! Желаю вам отличных продаж и новых неограниченных бюджетов на продолжение истории! Спасибо вам за вашу работу и за мое возвращение в детство! Это было легендарно!


P.S. Ну и традиционный бонус. Вот вам - внутриигровой ролик, который объясняет механику работы одной из суперспособностей главного героя.